22 қыр, 2016 сағат 16:31

В Бишкеке заговорили о досрочных выборах президента

Киргизская оппозиция не верит, что глава государства болен

Заявление о лечении президента Киргизии Алмазбека Атамбаева в Турции спровоцировали в Бишкеке интриги оппозиции. Эксперты предполагают, что Атамбаев исчез на время, чтобы прекратить противостояние с бывшими коллегами по временному правительству, созданному после свержения президента Бакиева.

«Президент Атамбаев отменил визит на Генассамблею ООН из-за проблем с сердцем» – эта новость разнеслась 19 сентября. Пресс-служба сообщила, что Атамбаев, летевший из Бишкека в Нью-Йорк, почувствовал боль в груди, а врачи, обнаружив «симптомы проблем с сердцем», заключили, что президенту «необходимо пройти срочное углубленное медицинское обследование». В результате самолет сел в Стамбуле.

В подтверждение болезни в СМИ появилась видеозапись того, как врачи заносят лежащего на носилках с закрытыми глазами Алмазбека Атамбаева в турецкую скорую. Пресс-служба сообщила, что президент взял краткосрочный отпуск до 1 октября. Подробности самочувствия или четкий диагноз до настоящего момента обнародованы не были.

Что в действительности произошло с президентом Киргизии? Мнения расходятся. За последние дни появилось несколько версий. Большинство верит в реальность проблем со здоровьем Атамбаева. В пользу версии играет возраст (60 лет), а также нагрузки. Ряд оппонентов отметили, что болезнь может быть вызвана чересчур активным празднованием дня рождения Атамбаева (17 сентября) и мероприятиями саммита СНГ в Бишкеке.

Альтернативная версия подразумевает, что «проблемы с сердцем» не что иное, как инструмент политической игры. Эксперт Аркадий Дубнов считает, что таким образом Алмазбек Атамбаев попытался «выйти из публичного пространства, чтобы погасить противостояние с бывшими коллегами по Временному правительству, в первую очередь с Розой Отунбаевой».

По иной версии, сообщение о болезни является подготовкой общественного мнения к досрочной отставке президента Киргизии в стиле Бориса Ельцина – «я устал, я ухожу».

Звучало и предположение, что болезнь Атамбаева сродни недомоганию Михаила Горбачева во время путча в августе 1991 года. Однако данная версия заметного распространения и подкрепления хотя бы косвенными признаками не получила.

Отсутствие в стране Атамбаева отчасти может сыграть ему на руку. При грамотной работе его команды регулярный рассказ о борьбе президента с болезнью мог бы отвлечь внимание от критики в его адрес. В последнее время ситуация в стране накалилась. После публичного конфликта между президентом и его бывшими соратниками по временному правительству, в 2010 году вместе свергавшими предыдущего президента Курманбека Бакиева, значительно активизировалась оппозиция.

В конце августа Алмазбек Атамбаев, не называя имен, де-факто обвинил лидера партии «Ата-Мекен» Омурбека Текебаева и его ближайших соратников в мародерстве после смены власти в 2010 году. Запахло уголовным преследованием и камерой СИЗО Государственного комитета национальной безопасности. Текебаев в долгу не остался: отверг все обвинения в свой адрес и начал сливать компромат в адрес президента и его окружения, попутно пытаясь формировать широкий оппозиционный альянс. В последние дни напряженного и нервного лидера «Ата-Мекен» можно было заметить в бишкекских кафе. Политик оживленно вел переговоры с соратниками по партии.

За последние годы это первый случай столь острой конфронтации. Впрочем, до тяжелого оружия стороны не дошли. Власти не начали «посадки» оппонентов, оппозиционеры не устраивали публичные акции протеста. Пока что политическое противостояние ограничено залом парламента да СМИ с соцсетями. Темы выступления оппозиции – протест против лоббируемых президентом изменений Конституции, упреки в нарушении свободы слова, непобедимая коррупция, провал судебной реформы, хищение чиновниками бюджетных средств, все это  при критическом рассмотрении мало волнует обычных жителей Киргизии. Подобный набор претензий без дополнительного стимула никак не сможет побудить людей выйти на митинг.

Пока политические тяжеловесы обмениваются ударами и готовятся к возможным досрочным выборам президента, экономика страны продолжает стагнировать. Внешний долг перешел отметку в 4 млрд долл., дыры в бюджете вынуждают продолжать брать кредиты. Условия последних порой оставляют желать лучшего. Как стало известно, в соглашении о получении кредитов от Китая (самый крупный кредитор страны) киргизские чиновники «безоговорочно отказываются от какого-либо иммунитета на основании суверенного иммунитета, или по какой-либо иной причине для себя или своего имущества в связи с любыми арбитражными разбирательствами».

19 сентября глава миссии МВФ Эдвард Джемайэль призвал правительство Киргизии выработать меры, «направленные на сокращение дефицита бюджета до целевого уровня», а также решить вопрос снижения уязвимости государственного долга. Ситуация в киргизском бюджете выглядит не слишком оптимистично – с января по август расходы страны превышают доходы на четверть. На погашение госдолга ушел 21% поступивших средств. В поисках новых средств государство безуспешно пытается продать крупнейшую сотовую компанию «Альфа-телеком» (бренд «Мегаком), а также 49% акций авиакомпании «Эйр Кыргызстан».

По-прежнему не видно очереди зарубежных инвесторов. Некоторые крупные проекты остаются нереализованными, те, что работают, регулярно сталкиваются с различными проблемами. Добыча золота на руднике «Джеруй» не запущена. Основным источником поступления валюты в казну остается выручка от экспорта золота, добытого на крупнейшем в стране руднике «Кумтор». Здесь сохраняется угроза остановки работы, над компанией-инвестором висит запрет на проведение части финансовых операций. Власти ведут переговоры с канадским менеджментом, пытаясь переиграть предыдущие соглашения и добиться дополнительных выплат в бюджет.

Нерешенными остаются ряд ключевых вопросов по участию страны в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) – лаборатории по сертификации сельхозпродукции не открыты, полный комплекс мер в ветеринарии не реализован, договоренности по беспрепятственным поставкам мяса и молока в страны ЕАЭС не достигнуты.

Григорий Михайлов, "Независимая газета"

Бишкек.