ҚР Тұңғыш Президенті Н.Ә. Назарбаевтың «Ядролық қарусыз әлем және жаһандық қауіпсіздік үшін» сыйлығын тапсыру рәсімінде сөйлеген сөзі.
***
Құрметті рәсімге қатысушылар!
Қадірлі қонақтар!
Баршаңызды «Ядролық қарусыз әлем және жаһандық қауіпсіздік үшін» сыйлығын тапсыру рәсімінде көргеніме қуаныштымын.
Осы шараға қатысып отырған белгілі сарапшыларға, мемлекет және қоғам қайраткерлеріне, әлемнің түкпір-түкпірінен келген достарымызға ризашылығымды білдіремін.
Бүгін тек Қазақстан үшін ғана емес, бүкіл әлемнің антиядролық қозғалысы үшін тарихи күн.
1991 жылғы дәл осы 29 тамызда менің жарлығыммен әлемдегі ең ірі Семей ядролық полигоны жабылғанын білесіздер.
Бұл бүкіл халқымыз 40 жыл бойы күткен тарихи шешім болды.
1949 жылғы 29 тамызда Қазақстанда Кеңес Одағының бірінші атом бомбасы жарылып, орасан зор экологиялық және адами трагедияға әкеп соқтырды.
40 жыл ішінде полигонда 456 ядролық сынақ өткізілді.
Кем дегенде 500 мың адам радиацияның залалын тартты.
2009 жылғы 2 желтоқсанда Біріккен Ұлттар Ұйымы Бас Ассамблеясының 64-ші сессиясы Қазақстанның бастамасы бойынша 29 тамызды Ядролық сынақтарға қарсы халықаралық іс-қимыл күні ретінде жариялады.
Бұл күн 2010 жылдан берi бүкіл әлемде атап өтіле бастады.
Уважаемые гости!
Дамы и господа!
6 августа 1945 года около 8 часов 15 минут урановая бомба весом в четыре с половиной тонны взорвалась на высоте шестисот метров над Хиросимой.
«Те, кто оказался ближе всего к эпицентру, умерли мгновенно, их тела моментально обуглились.
Оказавшиеся поблизости птицы вспыхнули пламенем в воздухе, а материалы мгновенно воспламенились на расстоянии двух километров от эпицентра взрыва» - говорилось в отчете.
О трагедии в Хиросиме и Нагасаки, которую, к сожалению, не удалось предотвратить, знаем мы все…
Сегодня мир снова стоит на краю глубокой пропасти.
Геополитический кризис в отношениях между США и Россией, на которые приходится более 90% глобального ядерного арсенала, вызвал серьёзные афтершоки.
Огромное беспокойство вызывает запущенный сторонами новый виток технологической гонки вооружений, в том числе в космосе.
Полностью утратил свою силу Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности(ДРСМД), одной из сторон которого являлся Казахстан.
Реальные очертания приобретает угроза прекращения действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
Отчетливая эскалация ядерной напряженности заметна не только на американо-российском треке, но и в ряде стратегически важных районов мира.
Санкционная политика и «демонстрация мускулов» не принесли результата, а пока лишь только усугубили риски на Корейском полуострове.
Схожие подходы ведут к практической девальвации всех достижений по иранской «ядерной сделке», история рождения которой была написана в том числе и в столице Казахстана.
День ото дня обостряется ситуация вокруг Кашмира, где мы наблюдаем кардинальное повышение ставок со стороны Индии и Пакистана.
Появились дискуссии о планах размещения Соединенными Штатами ракет средней дальности наземного базирования в Азиатско-тихоокеанском регионе и возможных ответных на это мерах со стороны КНР.
Cохраняется опасность попадания ядерного оружия в руки террористических организаций.
Потенциально опасные ядерные материалы хранятся в более 20 странах мира, каждая из которых может стать мишенью деструктивных сил.
Надвигается эра всеобъемлющего искусственного интеллекта (ВИИ), который может решать более сложные проблемы, чем искусственный интеллект (ИИ).
Понятно, что делегирование управления ядерным оружием такого рода искусственным системам несет в себе как возможности, так и потенциальные риски.
Мы знаем, что практически все системы подвержены угрозе взлома и выхода из-под контроля.
Тревожным фактом является то, что ни одна из девяти стран, обладающих ядерным оружием, не рассматривает вопрос о сворачивании военных программ.
На начало 2019 года в мире было 13856 ядерных боеголовок.
При этом 3750 могут быть быстро приведены в действие, а порядка 2 000 активированы одним нажатием кнопки.
Иными словами, человечество переживает доселе невиданный сложнейший этап своего развития.
В условиях роста агрессии и снижения взаимодоверия на глобальном уровне, любая из этих вышеперечисленных проблем может ввергнуть мировое сообщество в неконтролируемый хаос.
Не только политики, но и простые люди в различных странах мира глубоко обеспокоены по этому поводу.
Они переживают о завтрашнем дне и хотят не сомневаться, что он обязательно наступит.
Уважаемые участники церемонии!
С момента обретения своей независимости Казахстан занял свое особое место в авангарде движения за мир без ядерного оружия.
Закрытие моим указом 28 лет назад одного из крупнейших ядерных полигонов Земли стало первым в истории человечества юридическим запретом на проведение ядерных испытаний. После этого «замолчал» полигон в Неваде, Лобнор в Китае.
Испытав все ужасы сотен ядерных взрывов, Казахстан сделал добровольный выбор в пользу полного отказа от 4-го по мощности на планете ядерного потенциала.
Вслед за Семипалатинским полигоном были закрыты или законсервированы другие полигоны в разных уголках мира.
Тем самым, запрет на проведение ядерных испытаний приобрел глобальный характер.
В итоге, мое решение в отношении прекращения деятельности Семипалатинского полигона проложило путь к принятию в 1996 году Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
В качестве Глав государств, пострадавших от испытаний и применения ядерного оружия страны, мною и Премьер-министром Японии Синдзо Абэ впервые в истории на высшем уровне было подписано Совместное заявление в поддержку вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Совместные усилия Казахстана с соседними по региону странами открыли дорогу для создания Зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии.
К слову сказать, в эти дни в нашей столице проходит встреча представителей всех зон, свободных от ядерного оружия.
Мы выступаем за то, чтобы расширять практику создания таких зон, в том числе на Ближнем Востоке.
Наша страна является участником всех фундаментальных международных договоров в сфере ядерного разоружения, нераспространения и мирного использования атомной энергии.
В этом году исполнилось 25 лет с момента присоединения Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Два месяца назад Казахстан ратифицировал Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), присоединившись к другим 24 государствам мира.
В текущем году мы ожидаем поставку первой партии низкообогащённого урана в банк МАГАТЭ, построенный по моей инициативе в Казахстане.
Банк выполняет важнейшую роль, так как позволяет всем государствам под «зонтиком» Агентства обеспечить свое законное право на развитие мирного атома. И важно то, что каждому государству нет необходимости заниматься обогащением урана.
В «Глобальном индексе миролюбия» 2019 года, Казахстан занял высокое 64 место из 163 стран и первое место на пространстве СНГ.
Здесь также с удовлетворением отмечаю, что сегодня стремление к миру, свободному от ядерного оружия, стало важнейшим компонентом общенационального самосознания казахстанцев.
Уважаемые друзья!
В 1991 году мною было принято единственно верное историческое решение о том, что сила и мощь нового молодого государства будут заключаться не в ядерных мускулах.
Мы доказали своим конкретным примером, что по пути к прогрессу и процветанию можно успешно двигаться и мирным путем.
В настоящее время Казахстан является признанным донором международной безопасности и стабильности.
Думаю, что это дает мне моральное право обратиться сегодня к глобальному сообществу с призывом последовать нашему примеру и использовать казахстанский опыт во всем мире.
В этой связи, хотелось бы выступить с рядом принципиальных тезисов по вопросам ядерного разоружения и нераспространения.
Первое. Перед лицом всех современных вызовов и угроз глобальное сообщество должно найти в себе мудрость и сделать решительные шаги в пользу диалога о будущем нашей планеты.
Данный диалог будет результативным, если за стол переговоров сядут, прежде всего, руководители ядерных держав.
Я выступил с официальным предложением встретиться в нашей столице основным игрокам в этом деле: руководителям США, России, Китая и другим ядерным державам.
Как это неоднократно происходило в истории ранее, главы крупнейших государств мира всегда брали на себя ответственность за завтрашний день человечества. Так было и после Первой Мировой войны, и после Второй Мировой войны. В результате было создано ООН. Мне кажется, сейчас наступило такое время.
Второе. Необходимо пересмотреть архаичную концепцию стратегической стабильности на основе ядерного оружия.
Следует также выстроить новую систему контроля над ядерными вооружениями.
В итоге важно выйти на переговоры по выработке Всеобщего договора о сокращении ядерных вооружений.
Третье. Крайне актуальным является вопрос о внедрении эффективной системы юридически обязательных негативных гарантий безопасности со стороны ядерных держав.
Гарантии безопасности должны быть предоставлены государствам, добровольно отказавшимся от ядерного оружия, а также имеющим безъядерный статус.
Без этой меры ждать прекращения попыток обрести ядерное оружие со стороны «пороговых стран» является, как минимум, наивным.
Четвертое. Члены «ядерного клуба» должны принять на себя пакет обязательств и ограничений в пользу корректировки их политики в сфере ОМУ.
Прежде всего, здесь важно, чтобы они свернули традиционную практику поддержания и модернизации ядерных комплексов.
Предлагаю государствам, на территории которых расположены испытательные полигоны, ликвидировать инфраструктуру этих полигонов.
У Казахстана (России и США) имеется такой опыт, готовы им поделиться.
Пятое. В последние два десятилетия достигнут определенный прогресс в деле универсализации ДВЗЯИ и в контроле за его соблюдением с помощью Международной системы мониторинга.
Вместе с тем, для вступления Договора в силу мы должны быть гораздо более настойчивыми на пути его ратификации рядом государств, которые еще этого не сделали.
Шестое. Важно прийти к абсолютной универсализации и максимальному укреплению режима и механизмов ДНЯО.
Миру нужен реально работающий механизм жестких мер против обладания и распространения ядерного оружия.
И этот жесткий механизм должен быть подкреплен соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН.
Уважаемые участники церемонии!
В Казахстане высоко ценят тех людей, кто, как и мы, стремятся реализовать мечту о мирном сосуществовании людей, народов и государств.
Тех, кто объединился с нами в одном порыве обеспечить мир в глобальном масштабе путем избавления Земли от оружия массового уничтожения.
В целях признания и поощрения заслуг таких политических и общественных лидеров и организаций, мною в 2016 году была учреждена премия «За мир без ядерного оружия и глобальную безопасность».
Я полностью поддерживаю решение отборочного Комитета о присуждении премии в нынешнем году бывшему генеральному директору МАГАТЭ Юкия Амано и исполнительному секретарю Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний Лассине Зербо.
Как уже отмечалось, к нашему большому прискорбию, Юкия Амано в прошлом месяце ушел из жизни.
Мы будем помнить его как человека с большим сердцем, внесшего особый вклад в достижение основных целей МАГАТЭ и высокого уровня сотрудничества Агентства с Казахстаном. Он был активным участником создания Банка низкообогащённого урана в Казахстане.
Я выражаю свои искренние соболезнования супруге и брату Юкия Амано, которые присутствуют в этом зале.
Я также приветствую второго лауреата премии – руководителя ОДВЗЯИ Лассина Зербо.
Следует отдать должное его усилиям по укреплению верификационного режима и созданию Международной сети мониторинга Договора.
Уважаемые друзья!
Я искренне верю, что данная премия станет еще одним скромным напоминанием с огромным по значению смыслом о том, что будущее человечества заключается в мире без ядерного оружия.
Я твердо уверен в том, что наша планета рано или поздно навсегда избавится от этого смертоносного вида оружия массового уничтожения и основная цель объявленного мною манифеста «Мир. ХХI век» будет достигнута.
Сегодняшнее мероприятие – это наше послание глобальному сообществу действовать сообща во имя прогресса и всеобщего процветания.
Благодарю за внимание!